Содержание
Кружковая работа – важная часть педагогической деятельности в развитии и воспитании детей.
Современная педагогика предлагает всевозможные кружки и секции разной направленности, как для подростков, так и для дошкольников. Чем раньше ребёнок научиться владеть своими руками, мастерить поделки, проявлять творческий потенциал, тем проще он адаптируется в школе и сможет лучше осваивать учебный материал.
Квиллинг – оптимальный вариант для кружковой работы в детских садах, направленной на умственное развитие детей. Рука ребёнка – хороший инструмент, помогающий ему осваиваться в окружающем мире, развивать интеллект и адаптироваться в социальной среде. Квиллингом можно заниматься с дошкольниками в старших и подготовительных группах (5-7 лет).
Данная статья поможет начинающим педагогам пошагово организовать работу кружка и подскажет несколько идей для занятий квиллингом с детьми дошкольного возраста.
Цели и задачи работы
Основная цель занятий квиллингом заключается в раскрытии творческого и художественного потенциала каждого ребёнка, развитии эстетического вкуса, коммуникативных навыков, а также в создании условий для сплочения коллектива.
Кружок квиллинга, исходя из цели, решает несколько педагогических задач, включающих в себя обучение, развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
Среди обучающих задач можно выделить:
- знакомство с основными геометрическими формами и понятиями (круг, квадрат, спираль, ширина, длина и т.д.);
- обучение приёмам и общему стилю квиллинга — научить сворачивать бумагу, делать базовые фигуры, собирать мозаичные композиции;
- закрепление навыков работы с инструментами и материалами — ножницами, бумагой, клеем.
Развивающие задачи включают в себя:
- развитие моторики рук;
- развитие внимания, памяти, усидчивости, воображения;
- развитие способности воспринимать устную информацию;
- развитие логического мышления;
- развитие эстетического и художественного вкуса.
Воспитательные задачи направлены на следующее:
- формирование и развитие умения работать в команде;
- развитие коммуникативных навыков;
- воспитание культуры труда.
Отчёт о проведённой работе должен содержать выполнение всех поставленных задач и фото занятий с детьми. При решении всех задач и достижении главной цели можно говорить о продуктивности педагогической работы.
Видео: Что такое квиллинг техника
План на учебный год
Программа кружка составляется на учебный год с учётом возрастных особенностей и навыков воспитанников. Годовой план формируется исходя из программы отдельно для каждой группы детского сада – старшей и подготовительной. Цели плановой работы ставятся в соответствии с интересами, развитием и формированием необходимых навыков у каждой возрастной категории детей.
План составляется по принципу «от простого к сложному» и включает как общую информацию об изучаемом виде творчества, так и подробные, наглядные мастер-классы.
Примерный план кружка для детей 5-7 лет «Умелые ручки».
- введение начинающих в тему квиллинга: знакомство с историей, с инструментами и основным принципом работы;
- освоение элементарных приёмов техники квиллинга — скручивание простых плотных и свободных спиралей, приклеивание их к основе;
- составление простой композиции с элементами квиллинга (пятна божьей коровки, плоды на дереве, гусеница и т.д.);
- освоение базовой фигуры «капелька»;
- поэтапное составление композиций «Дождик», «Дерево», «Цветок».
Ноябрь-декабрь:
- освоение базовых фигур «глаз» и «треугольник»;
- МК на разные темы с использованием изученных форм — «Пальма», «Листик», «Черепашка», «Веточка», «Снежинка», «Ёлочка»;
- организация новогодней выставки.
Январь-февраль:
- освоение форм «завиток» и «стрелка»;
- создание панно и открыток с использованием всех изученных базовых фигур — «Узоры», «Аквариум», «Колокольчики», «Цветы».
Март-апрель:
- изучение объёмной формы «конус»;
- освоение принципа создания объёмных фигурок из скрученной бумаги;
- создание объёмных композиций — «Цветок», «Бабочки», «Животные».
Май: закрепление всех полученных навыков — коллективная работа по созданию объёмных фигур «Ваза» и «Шляпка».
Дети, прошедшие программу, сформируют общее понятие о квиллинге и научатся самостоятельно создавать композиции и игрушки.
Видео: Наглядная презентация кружка
Материалы и инструменты для работы
Перед ознакомлением детей с тем, как сделать посредством квиллинга творческую работу, необходимо подготовить материалы и инструменты, а также рассказать о них детям. Для работы приготовить следующее:
- двухстороннюю цветную бумагу;
- линейку и карандаш;
- ножницы;
- плотные листы бумаги или картона;
- эскизы изображений для квиллинга;
- клей ПВА;
- кисточки для клея;
- специальное шило для квиллинга (альтернатива – зубочистка);
- круглую измерительную линейку;
- пинцет.
Чтобы творческий процесс проходил быстрее и не тормозился организационными моментами, можно использовать готовые бумажные ленты. Однако нарезание полосок из цветной бумаги нужной ширины позволяет ребёнку учиться работать с ножницами и развивает моторику. Не стоит исключать этот процесс из занятия.
Шаблоны необходимы, чтобы дети смогли составить по ним готовые картинки из скрученных бумажных полос. Это поможет не только сориентировать ребёнка, но и развить логическое мышление, способность проводить взаимосвязи между действиями. Подготовить трафареты и рисунки можно самому, найдя их в интернете и распечатав на принтере:
Педагог при объяснении хода работа может применять как устное описание, так и наглядные пособия. При технических возможностях для визуализации рекомендуется использовать видео и презентации, которые могут включать фотографии готовых работ, схемы выполнения базовых фигур, таблицы и рисунки. Это поможет привлечь и удержать внимание детей, а также даст им более полную и понятную инструкцию выполнения.