Содержание
Декоративная вышивка крючком имеет еще одно название – тамбурная вышивка. Потому что основным швом (а зачастую и единственным) для выполнения работ является тамбур или шов цепочкой. Этот шов зачастую выполняется при помощи иголки, внешне он напоминает связанную крючком цепочку. Тамбурная вышивка широко применяется для украшения народных костюмов и текстиля, изготовленных в традиционных техниках. Этим способом отделываются богато украшенные свадебные наряды, знаменитые индийские сари.
Вышивальную иглу мастерице заменяет специальный тонкий крючок с заостренной головкой для облегчения прокалывания ткани. При помощи крючка вышивальщица протягивает сквозь ткань рабочую нить и формирует цепочку тамбурных стежков. Вышивая в этой старинной технике, можно использовать бисер, пайетки, стразы, золотые и серебряные нити. Основой могут служить прозрачные и тонкие ткани, такие, как шелк, муслин, батист или более грубые – бархат, полотно. На более тонких тканях и сетках тамбурная вышивка смотрится необыкновенно изысканно, напоминая дорогое кружево. Плотные ткани способны выдержать массивные работы, насыщенные бисером и вышитые стразами. Вышивка ведется одновременно двумя руками, поэтому ткань для нее обязательно предварительно натягивается на специальные гобеленовые рамы или заправляется в пяльцы на подставке, чтобы освободить обе руки мастерицы для вышивки.
Рассмотрим подробнее материалы, используемые в вышивке крючком и способы выполнения тамбурного шва.
Материалы для вышивки
Любая ткань, используемая для вышивки крючком, предварительно заправляется в пяльцы на подставке или натягивается на специальную раму. Если запаса по краям рисунка не достаточно или за основу берется тонкая ткань, сетка, то практикуется предварительное обшивание по периметру дополнительными полосами ткани, которые затем и заправляются в пяльцы, обеспечивая равномерное натяжение основы для вышивки.
Перенос рисунка на ткань осуществляется при помощи специальных трафаретов, копировальной бумаги или смываемых маркеров. Для выполнения традиционных работ иногда еще используют старинный способ припорашивания. При этом сам рисунок наносится на кальку или тонкую плотную бумагу и затем по контуру накалывается иглой, оставляя отверстия. После совмещения кальки с тканью, поверх наколотого узора посыпают пигментный порошком, который через проколы оставляет следы на ткани-основе.
Опытные вышивальщицы, работая с тонкими прозрачными тканями или сетками, практикуют свободное закрепление трафарета за дальний край основы и в процессе работы периодически подносят его, сверяясь, а затем отпускают.
Широкий спектр работ в данной технике и неограниченные возможности позволяют использовать для вышивки самые разные нити, как хлопковые, так и шелковые, тонкие и более грубые в соответствии с толщиной ткани-основы. Применение металлизированных ниток, золотого и серебряного шитья превращает вышитые изделия в настоящие произведения искусства.
Одной из отличительных особенностей тамбурной вышивки является возможность использовать в работе большого количества декоративных элементов, таких как разнообразные пайетки, бисер и стеклярус, стразы. В этом случае отделочные материалы предварительно нанизывают на рабочую нить. При вышивке бисером цепочка тамбурного шва прокладывается по изнаночной стороне работы, а все декоративные элементы располагаются с лицевой стороны ткани. Такой способ закрепления бисера занимает намного меньше времени по сравнению с пришиванием его иглой и значительно ускоряет процесс.
Несложная, даже для начинающих вышивальщиц, техника выполнения тамбурного шва в сочетании с бисером способна превратить обычную дамскую сумочку в настоящий шедевр. Этот способ вышивки часто используется при создании дизайнерских свадебных нарядов, отделке обуви, домашнего текстиля и создания разнообразных интерьерных работ.
Основным инструментом для тамбурной вышивки с использованием бисера является специальный тонкий крючок. Его главная задача – легко проходить сквозь ткань не разрывая нити, а раздвигая их и надежно удерживать рабочую нить во время протягивания петелек. Поэтому в отличие от тонкого вязального крючка у этого инструмента достаточно острый кончик. Начинающие рукодельницы при освоении способов работы с ним нередко получают проколы и травмируют кожу пальцев. На рукоятке вышивального крючка также имеется специальный указатель для определения расположения прорези язычка, чтобы и начинающая и более опытная вышивальщица могла контролировать надёжный захват и удержание рабочей нити при прокладывании цепочки шва.
Техника выполнения тамбурного шва крючком
Перед началом работы необходимо завязать на конце рабочей нити крупный узелок. Крючок подводится под прямым углом к ткани сверху, а вышивальная нить подается снизу, с изнаночной стороны работы. После вытягивания первой петельки следует легонько подтянуть рабочую нить таким образом, чтобы узелок, завязанный на её конце, переместился вплотную к основе, закрепляя и фиксируя нить в начале работы. Держа нить в левой руке, а крючок в правой нужно сделать аккуратный прокол раздвигая нити ткани-основы и опустить крючок вниз. При этом прорезь для захвата располагается слева. Накинув нить на крючок и, обеспечивая ее умеренное натяжение пальцами левой руки, повернуть инструмент вокруг своей оси, сделав полный оборот по направлению против часовой стрелки. Вытянуть нитяную петельку на лицевую сторону работы и снова повернуть крючок уже по часовой стрелке. Вновь проколоть ткань и захватить рабочую нить.
Последовательно выполняя проколы, захват нити и повороты крючка строится цепочка стежков-петелек тамбурного шва. Если крючок не поворачивать, то его прорезь будет цеплять и рвать нити основы, а также расслаивать рабочую нитку.
Для закрепления нити в начале работы служит завязываемый узелок. В конце строчки рабочая нить выводится на изнаночную сторону и провязывается цепочка из нескольких петель, а затем уже нить обрезается. Длина стежка в тамбурном шве может быть очень разной, но всегда равномерной для выполнения каждого элемента. Несмотря на кажущуюся сложность и кропотливость техники тамбурной вышивки крючком любая начинающая вышивальщица может при достаточном желании и настойчивости овладеть ею пользуясь подробными мастер-классами, представленными на нашем сайте.
В случае вышивки с бисером его длина не может превышать величину самой бисеринки, чтобы предотвратить стягивание и перекашивание готовой вышитой работы или не получить некрасивого разреженного узора с проглядывающими нитками. При использовании для вышивки таких отделочных материалов как бисер, пайетки и стразы рабочая нить должна быть особенно прочной, тонкой и иметь достаточную степень кручения. Её цвет не может быть контрастным по отношению к используемой основе, чтобы не «просвечивать» через ткань и не портить внешний вид вышитого изделия.
Тамбурная вышивка с использованием крючка позволяет выполнять разнообразные работы с заполнением довольно больших площадей. Освоение её не составит труда для тех, кто знаком с другими способами ручной вышивки и для начинающих рукодельниц. Она издавна применялась для украшения одежды, изготовления домашнего текстиля, ковров, рушников и постельного белья у многих народов мира. И сегодня вызывают заслуженное восхищение богато украшенные стеклярусом, бисером и драгоценными стразами индийские свадебные сари. По сей день используются в традиционном убранстве жилища народов Средней Азии ковры и покрывала, вышитые шерстяными нитками тамбурным швом. В этой же технике расшивались рубахи и передники жителей многих северных и центральных областей России.
Современные дизайнеры и кутюрье также не перестают обращаться к данному виду рукоделия при создании своих работ. Во Франции создана знаменитая на весь мир школа Люневильской вышивки господина Лессажа. В ней даже начинающая мастерица может освоить азы владения вышивальным крючком и украсить с его помощью одежду, обувь, сумки. Ни один крупный показ модных коллекций одежды не проходит без участия работ, декорированных при помощи тамбурных методов вышивки. В особенности это касается создания свадебных нарядов. Это говорит о том, что данный вид творчества необычайно многогранен и пользуется неизменной популярностью, давая возможность наиболее полно выразить творческий потенциал и наполнить прекрасным окружающее пространство.