Образцы схем для старинной вышивки крестиком
С недавнего времени все большую популярность приобретают старинные вышивки крестом и их схемы. Иногда они вступают в конкурентную борьбу даже с бисерной вышивкой. Восемнадцатый и девятнадцатый века характерны увлеченностью дам всех сословий и возрастов рукоделием, и особенно вышивкой крестиком. Многие картины были украшением старинных богатых усадеб и простых домов. Вышивка крестом и схемы для нее стали востребованными и желанными, а сами картины были главной достопримечательностью каждого интерьера. Юные девушки и взрослые дамы с огромным удовольствием занимались вышивкой крестом, и обменивались разнообразными схемами. Зачастую вышивальщицы собирались в группы, и сочетали рукоделие с приятной неспешной беседой. Вышивке крестом обучали девочек разных сословий с самого раннего возраста. Дворянки из знатных семей учились рукоделию и домостроительству в специальных пансионах наряду с иностранными языками и другими науками. Девочки из других сословий познавали рукоделия у себя дома, наблюдая и копируя своих мам и бабушек.
Особенности старинной вышивки
В старину обучение начиналось с вышивания самых простых элементов. Это могли быть буквы алфавита или другие мелкие детали схемы. Для этого существовали специальные обучающие схемы, которые носили название «ученических». В старину вышивка крестом начала распространяться с изготовления картин на украшение одежды или таких аксессуаров, как маленькие сумочки ридикюли. История ридикюлей началась в восемнадцатом веке, когда рукодельницы приспособили тканевые мягкие мешочки для хранения предметов рукоделия. А уже в девятнадцатом веке вошли в моду черные ридикюли из кашемира, вышитые красивыми розами. Чуть позже стали очень популярными особенные ридикюли в форме торбы, на которых всегда в старину вышивали шелковыми нитками. А затем рукодельницы начали вышивать крестом еще и домашние тапочки, которые лишены колодки. Их шили из бархатной ткани, и вышивали крестом по схеме. Для этих туфелек создавались специальные выкройки, на которых присутствовала готовая схема для вышивки крестом. Нижняя часть тапок выполнялась из кожи, или плотного картона. Только после этого туда нашивали ткань. По выкройке вырезали верх и подкладку тапочка, а потом вышивали верх крестиком по схеме.
Кроме этого, использовали старинную вышивку крестиком и для украшения балетных туфель. В то же время это рукоделие приобрело практическое значение для изготовления специальных вышитых мешочков, которые вешали на шею вместо карманов. Даже царица Мария Федоровна слыла в старину одной из самых опытных вышивальщиц крестиком. В одном из музеев бывшей столицы есть столик, где столешница украшена вставкой, вышитой ее руками. Для изготовления схемы вышивки крестом в те времена было принято рисовать от руки мелкую сеточку. Немного позднее такие сеточки с готовым узором начали делать в типографиях, чтобы затем продавать рукодельницам. Это и были первые старинные схемы для вышивки крестом и бисером. На этих схемах присутствовали условные обозначения с указанием цвета по каждой клеточке. Такие старинные схематические рисунки хранились и передавались от матери к дочери, и иногда использовались даже несколькими поколениями вышивальщиц.