Изящная ажурная вышивка на салфетке и других изделиях — Сайт настоящего искусства вышивки — «ВЫШИВАШКА»

    Изящная ажурная вышивка на салфетке и других изделиях

    Ажурная вышивка – это такая разновидность рукоделия, для выполнения которой в качестве основы используются специально прореженные ткани или отдельно сплетенная филейная сетка. Такая вышивка соединяет в себе множество различных приёмов и способов шитья для заполнения основы геометрическими орнаментами или растительными мотивами. Общим у всех применяемых техник является строгий подсчёт нитей, поэтому ажурную вышивку называют также счётной или строчевой. Простейшей строчевой вышивкой можно считать мережку. Однако если для её выполнения выдергиваются только горизонтальные нити, то для вышивки всевозможных ажурных швов удаляют вертикальные и горизонтальные нитки, получая решётку из ткани с крупными или мелкими ячейками. Впоследствии нити (столбики) основы переплетают (обвивают) и заполняют разнообразными видами счётных швов, образуя замысловатые узоры.

    Работы, выполненные в технике ажурной вышивки, можно применять для украшения элементов постельного белья, салфеток, скатертей и многого другого. При вышивке ажурных мотивов могут использоваться светлые нитки в цвет ткани-основы или яркие, многоцветные сочетания. Работы на более тонких тканях однотонными нитями называются гипюр. Если за основу взята филейная сетка, то подобные кружевные ажуры относятся к филейной вышивке. Названия многих разновидностей ажуров и филейно украшенных сеток соответствуют тем географическим регионам, где они получили своё развитие и распространение. Это многочисленные области России, страны восточной и западной Европы.

    Необходимые материалы и инструменты

    Для вышивки в ажурной и филейной технике применяются ткани полотняного переплетения, тонкие (батист, лён, хлопок) и более плотные. Чем тоньше ткань, тем изящнее смотрится вышивка, хотя и на грубых холстах получаются интересные фактурные работы.

    Что нужно для ажурной вышивкиТолщина ниток для вышивания должна соответствовать толщине основы. В некоторых техниках (для изготовления филейно вышитых сеток, Горьковского гипюра) используют разные по толщине нити. Более тонкими нитками обвивается сетка, а основные орнаментальные мотивы вышивают более толстыми и мягкими для получения выразительной фактурности в работе.

    Основное требование к иголке для работы в ажурных техниках вышивки – укороченная длина и затупленный кончик. Это обусловлено необходимостью постоянно подхватывать и переплетать иглой нити тканой или филейной сетки не прокалывая их.

    Так как ажурная вышивка зачастую занимает большие площади, то ткань-основу обязательно нужно заправлять в прямоугольные рамочные пяльцы. Для удобства их часто крепят к столу или специальной подставке, чтобы обе руки вышивальщицы были свободны. Если работа намного больше размера пялец, то вышивка выполняется поэтапно с последовательным продёргиванием нитей и обработкой участков сетки-основы.

    Методика работы над вышивками в ажурной технике

    Основными используемыми техниками шитья для выполнения гипюра, филейного кружева и других видов ажурной вышивки являются: штопальный шов, полотняный и разнообразные петельные швы.

    Процесс продержки тканиЕсли в качестве основы не используется специально сплетенная филейная сетка, то нужно провести предварительную продёржку ткани — удаление определённого количества нитей утка и основы. Для этого сначала выдёргивают горизонтальную и вертикальную нити, ограничивающие низ и бок мотива. Затем рядом прокладывают цветную вспомогательную строчку, набирая на иглу только те нити, которые следует убрать. При равномерной плотности ткани количество удаляемых вертикальных и горизонтальных нитей может быть одинаковым. Иногда приходится выдёргивать разное число нитей, чтобы получить сетку-основу с квадратными ячейками. Если техника вышивки предусматривает использование перевитой сетки, то обвивание проводится из нижнего левого угла мотива в верхний правый угол. При этом игла с рабочей нитью движется по диагональным рядам, проходя под местами пересечений горизонтальных и вертикальных линий сетки. В результате на лицевой стороне мотива получаются равномерные обвивающие стежки, лежащие в одинаковом направлении.

    Схема выполнения штопального шва

    Штопальный шов с обвивкой

    Для вышивки заполнений с использованием шва штопка нужно провести рабочую нить поверх сетки в соответствии с рисунком мотива и закрепить обвивами места пересечения нити со столбиками сетки во время обратного хода иглы. Если в одной ячейке сетки располагается одна рабочая нить, то такой вид заполнения называется одинарная штопка. Когда в ячейке основы помещают две нити, — это двойная штопка. Штопальными швами можно выполнять мотивы разной конфигурации с использованием дополнительно проложенных нитей основы. Это могут быть треугольники, лепестки. Поверхность участков штопки можно дополнительно украшать другими видами вышивки.

    Полотняный шов

    Выполняя полотняный шов в качестве заполнения, стежки следует прокладывать, проводя иглу поочередно над нитью сетки и под ней, имитируя полотняное переплетение ткани. В такой технике вышиваются плотные геометрические орнаменты.

    Петельные швы в качестве декорирования ажурных вышивок позволяют вышивать абсолютно разные по форме элементы. Самым популярным является выполнение круговых мотивов – «паучков», «глазков», многолучевых звёзд. Их располагают в местах пересечения линий основы или узлов филейной сетки.

    Для закрепления краёв вышитых фрагментов применяется обработка густыми обмёточными стежками. А филейно сплетенные сетки с ажурными заполнениями могут украшаться по краю мелкими полукруглыми фестонами, обшитыми частым петельным швом. Излишек филейной сетки после выполнения фестонного края аккуратно отрезается.

    Разновидности старинной строчевой вышивки

    На территории нынешней Новгородской области расположен центр возникновения Крестецкой техники ажурной вышивки. Её отличает применение так называемых «сновочных строчек» Это проложенные дополнительно к сетке основы диагональные нити. Крестецкие вышивки имеют характерный геометрический рисунок с мелкими круговыми заполнениями мест пересечений линий узора. Всемирно известными разновидностями Крестецких техник ажурного шитья являются рассыпной гипюр и Вологодское стекло.

    В Горьковской области заметным отличием в ажурной вышивке является использование крупных и выпуклых цветков с различным количеством лепестков, вышитых мягкими нитками с помощью удлинённых петель швом «настил». Так называемый Горьковский гипюр изобилует растительными и цветочными мотивами. А в качестве основы для этой разновидности вышивки может использоваться как ткань, так и филейно сплетенная сетка.

    Олонецкая и Вологодская области, расположенные на севере России, славятся ещё одной разновидностью ажурных вышивок, называемой «тамбур по сетке». Для неё характерны крупные растительные или орнаментальные мотивы, окаймлённые плотным тамбурным швом или петельным швом. Остальное пространство превращалось в мелкоячеистую тонкую сетку с густой обвивкой.

    Все вышеперечисленные техники вышивки были однотонными. Яркие и цветные нити для выполнения ажурных мотивов использовались в разновидностях шитого кружева из центральных областей России. Они носят название «цветная перевить». Основными швами для изготовления цветной перевити являются стлань и штопка. Обвивание цветной нитью столбиков сетки должно быть достаточно плотным, чтобы нити ткани-основы были полностью скрыты под витками рабочей нити.

    Ажурные вышитые узоры в прежние времена с успехом конкурировали с дорогими плетёными кружевами, не уступая им в красоте и воздушности мотивов. И в наши дни работы в технике филейной вышивки, различные виды строчевого шитья, пользуются большой популярностью,как у начинающих, так и у более опытных рукодельниц.

    Видео: строчевая и филейно-гипюрная вышивки

    Поделиться: