Первые уроки для начинающих по вышивке гладью
Вышивка гладью – несложная, но в то же время утонченная объемная техника создания рисунков, сродная ювелирной работе. В ее основе по сути – ровные и косые стежки, полностью или частично заполняющие рисунок схемы. Для вышивания гладью можно сделать рисунок самостоятельно или подобрать любую понравившуюся картинку из журнала или открытки.
Главная особенность работы – умение создавать четкие аккуратные линии. Как только рукодельница приобретет этот навык, она с легкостью научится создавать не только простые, но и объемные сложные рисунки.
Это замечательный способ сделать свой дом теплым и уютным, придать своей одежде, интерьеру, неповторимость, индивидуальность. Узоры для вышивки разнообразны, ими можно украсить домашний текстиль и аксессуары, оформить картину в красивый багет, повесить на стену настоящее произведение искусства. Для овладения техникой понадобится немало терпения, как и в любом другом деле, требующем трудовых затрат, фантазии, вдохновения и аккуратности.
Содержание
- 1 Инструменты и материалы для вышивки гладью
- 2 Как закрепить нить
- 3 Виды основных швов и стежков
- 4 Вышивание счетной и художественной гладью
- 5 Видео: Вышивка самой простой картины
- 6 Учимся вышивать гладью цветок
- 7 Как вышить птицу гладью
- 8 Как вышивать ягоды гладью: мастер класс
- 9 Разновидности вышивки белая гладь
- 10 Видео: учимся вышивать белой гладью
- 11 Вышивание китайской и владимирской гладью
- 12 Видео: основы китайской вышивки гладью
Инструменты и материалы для вышивки гладью
Выбор ткани
Выбор основы для вышивки гладью достаточно разнообразен, он определяется тем, что именно вы хотите сделать. Для наволочек, пододеяльников, простынь, лучше выбрать такие ткани, как шелк, сатин. Узоры на одежде можно выполнить почти на любой фактуре, подойдет толстая, плотная ткань для пальто на период межсезонья.
Важный вопрос при выборе тканевой основы – будет ли удобно, в процессе работы, считать волокна полотна. Внимательно просмотрите изнаночную сторону, посмотрите состав ткани. Если он требует какого-то специального ухода, то от него лучше отказаться. Ткань не должна деформироваться, вытягиваться при стирке и в процессе использования, иначе все ваши усилия будут напрасными, работа быстро потеряет первоначальный вид.
Вышивальные нитки
Толщина нити для работы должна примерно соответствовать толщине основы. Вышивать гладью тонкие материалы можно хлопчатобумажными или шелковыми нитями. Для более толстых основ лучше выбрать шерстяные и толстые нити, например, «Ирис».
Иглы
Иглы обязательно должны быть правильно подобраны, соответствовать толщине ниток, которые будут использоваться. В тонкую иглу не вденешь толстую нитку, толстая игла может оставлять на основе большие, неаккуратные, отверстия от проколов. Идеальный вариант: иголка должна быть чуть толще рабочей нити.
По шелковой основе, другим тонким тканям, вышивают иголками с первого по третий номер, по хлопковой или шерстяной основе – иглами с четвертого по восьмой размер, в работе по толстым тканям – начиная с девятого номера.
В работе с толстыми тканями используйте наперсток, он поможет в проталкивании иголки, при этом не даст поранить, поцарапать, палец.
Пяльцы или рамки для вышивки
Пяльцы могут быть круглой, овальной или квадратной формы с закругленными краями. Они состоят из двух деталей, которые вдеваются друг в друга и зажимают между собой кусок ткани. Ширина колец или овалов может быть от восьми до пятнадцати миллиметров, диаметр: от 10 – 12 до 30 сантиметров. Изготавливаются из дерева, алюминия, пластмассы, регулировочный винт помогает мастерице регулировать нужную силу натяжения основы.
Круглые пяльцы для вышивания гладью – хороший выбор для начинающих, они наиболее популярны, легки в использовании, их можно брать с собой в дорогу или в гости, они не занимают много места.
Стационарные рамки для вышивания используются профессиональными мастерицами, они размещаются на столе или на полу, если в процессе работы вышивальщица сидит в кресле или на диване. Большое преимущество стационарных рамок – вторая рука свободна, не нужно держать пяльцы на весу, вышивать узоры намного удобнее.
Схемы для вышивания глади
Для первой работы лучше выбрать небольшие узоры: буквы алфавита, отдельные цветы, другие растительные мотивы. Учимся на простых примерах, постепенно переходя к более сложным и объемным работам.
Если хотите самостоятельного творчества – переведите понравившийся узорный мотив, рисунок с поздравительной открытки. Это легче всего сделать с помощью прозрачной бумаги — кальки. Прикрепите полученное изображение на ткань портновскими булавками. Все линии, контуры, можно перенести с помощью ярких швейных ниток, прошивая вместе с бумагой, потом ее нужно аккуратно удалить.
Видео: Перенос картинки на ткань
Как закрепить нить
Перед началом вышивания гладью с лицевой на изнаночную сторону ткани выводится белая пряжа, от которой оставляют небольшой кончик волокна на поверхности.
На изнанке рекомендуют вышивать один стежок, оставив кончик нити на поверхности. Далее прокладывают новый шов так, чтобы он расположился перпендикулярно первому. Сверху второго — кончик волокна удерживают пальцами, выводят иглу таким образом, чтобы нить затянула хвостик на изнанку вышивки.
По окончанию работы конец нитки просто прячут под вышитыми стежками на лицевой или изнаночной стороне. Если конкретный элемент вышивки (листок или лепесток) закончился, волокно выводят на изнанку и проводят под рядком вышитых линий. По обучающим видео материалам в случае окончания нити во время создания рисунка, волокном прокладывают три-пять стежков на лицевой поверхности вышивки гладью, а затем закрывают линии сверху последующим рисунком.
Виды основных швов и стежков
От угла наклона стежков (прямой или косой) будут зависеть как отдельные рисунки, так и общая картина, поэтому опытные мастера советуют новичкам не торопиться создавать громадные объемно вышитые картины, а начать с маленьких схем (размером 10х15). Тогда по стилю и сложности можно будет вышивать разные элементы картинки.Чтобы узоры получились красивыми, для каждого вида творчества – пейзажей, натюрмортов, абстракций применяют несколько видов швов:
- для обозначения контуров, история вышивки гладью советует использовать шов «Вперед иголкой», при этом несколько маленьких одинаковых швов выполняются за один проход иглы;
- счетная гладь – одна из наиболее древних техник вышивания. Выполняется справа налево ровными строчками, одинаковой длины на пропорциональном расстоянии;
- иглой при «Стебельчатом шве» создают недлинную линию, выводят белую нить на лицевую сторону с середины предыдущего стежка и проводят под наклоном на изнанку. Повторяют технику вышивания до полного заполнения нужной части схемы. Согласно названию, такой шов применяют для вышивания цветов и элементов растительности;
- «Узкий валик» – техника вышивки гладью, при которой сначала иглой создают линию, а затем заполняют место вертикальными небольшими плотными шовчиками. Данный объемный шов подходит для декорирования узора тонкими линиями, контурами или каймой.
- «Петельный» — Используется для вышивания частей рисунка, для обработки края ткани, во втором случае он выполняется по дополнительному «настилу». Петельные стежки могут по разному располагаться: близко один к одному или далеко, разной высоты, направление.
- Шов «узелки»- Используется для вышивки небольших растительных элементов, например, для изображения мелких цветочков, тычинок. Техника шва придает вышивке дополнительный объем.
- «Цепочка» — Украсит простые контуры изображения.
Вышивание счетной и художественной гладью
Одна из техник вышивания – счетная гладь, судя по названию, представляет собой точный подсчет стежков. Любой элемент рисунка вертикально заполняют одинаковыми по размеру и расстоянию стежками. В итоге получается узор наподобие плотных штрихов карандашом или мазком кистью. Этот вид вышивания подходит для создания рельефных элементов пейзажей или вышивки натюрмортов. Часто счетная гладь выполняется самым популярным в этой технике швом – «Прямые зубчики» делается в четыре нити, затем в восемь, а далее снова чередуют стежки.
Славится художественная гладь отличительной чертой – линии узора прокладывают не прямыми, а косыми рядками. Техника вышивания данной разновидности глади наносится на ткань посредством коротких стежков без настила. К примеру, ободок листка вышивают мелкими темными полосами, а сердцевину делают более светлым тоном. Для того чтобы не образовался резкий переход от одного цвета к другому, иглу с новой нитью прокалывают между стежками предыдущего оттенка, а не с нового ряда стежков.
Видео: Вышивка самой простой картины
Учимся вышивать гладью цветок
Одни из основных принципов налаживания строчек в глади, для передачи тонов и оттенков в вышитой картине.
Обыкновенной нитью обозначают контур рисунка – стебель, листки, лепестки и сердцевину цветка. Начинают процесс вышивания с сердцевины или с края. Накладывают настил и заполняют ее горизонтальными или вертикальными плотными сплошными линиями.
По контуру следует вышивать цветок способом – «Вперед иголкой», а контур цветка украшен «тамбурным швом». Каждый лепесток поочередно обшивают короткими шовчиками. А центр украшен швом «рококо».
Листок разделяют на две половины, обозначают середину двумя вертикальными стежками, заполняют поочередно плотными поперечными линиями.
Видео: Урок по вышивке гладью цветка
Как вышить птицу гладью
Пошаговый мастер-класс с описанием
На ткань с помощью кальки переводят рисунок, обшивают узор по контуру швом «Вперед иглой» и условно разделяют схему птицу на несколько секций.
Начинают вышивание узора с головы, заполняя круг плотными горизонтальными стежками. Затем переходят к грудке птицы, обшивают поверхность стежками разной длины под одним углом наклона.
Пространство верхней части птичьей грудки заполняют нитями самых темных цветов (черным, серым, коричневым), а ближе к брюшку вшивают более светлые оттенки. Хвостик также вышивается черными гаммами.
Для очертания крыльев и оперения прокладывают гладь из тонкой линии светлой нити. Клюв вышивают вдоль короткими тонкими стежками как и глазки.
По такому же принципу можно создавать бабочек, животных и другие рисунки с большим количеством деталей.
Схемы для вышивки птиц гладью
Видео: Урок по вышивке птицы
Как вышивать ягоды гладью: мастер класс
Если используется штриховая гладь для создания овощей, фруктов и ягод, то в отличие от растений, они имеют более выраженный объем и круглую поверхность. Для передачи выпуклости и округлости форм фруктов, стежки укладывают не прямыми линиями, а с помощью вспомогательных черточек по диаметру овала.
Ягоды, начинают вышивать гладью снизу светлыми тонами, а ближе к середине заполняют фон темными нитями, а по бокам ягодку затемняют алым волокном.
Спелость фруктов или ягод подчеркивают с помощью нескольких оттенков нити. Например, чтобы получилась художественная клубника, для вышивки понадобятся розовые, темно-красные и алые нити.
Видео: Учимся вышивать вишню
Схемки для вышивки ягод
Разновидности вышивки белая гладь
Этот вариант подходит для создания узоров на воротничках, рубашках или блузах, белье, носовых платочков. Для вышивки используют очень тонкую шелковую нить или мулине в одно сложение. При этом белая гладь получится выпуклой, поскольку для настила применяют толстое шерстяное волокно. Контуры узоров вышивают «Вперед иголкой», а основной рисунок вышивания выполняют тонкими плотными стежками. Белая гладь допускает применение следующих видов швов:
- «Дырочки» применяют для художественного оформления сердцевины цветков. Для его выполнения круг прокалывают посередине иглой и короткими стежками обводят по диаметру от точки прокола до края;
- «Цветочек» используют при вышивании гладью лепестков. Для этого по контуру рисунки обшивают «Вперед иглой», делают настил, а после этого каждый лепесток заполняют поперечным швом;
- для вышивания растительных элементов гладью лучшего всего подойдет «Листик». Проводится белая контурная нить, делается настил и прокладываются стежки противоположные очертаниям;
- «Раскол» поможет сделать побеги растения более объемными и красивыми. Во время вышивания наметывают край листа, прокладывают настил, разделяют листок на две одинаковые половины и по центру проводят вертикальный стежок гладью. Мастер начинает заполнять рисунок короткими нитями сначала одну половину, а затем – вторую сторону растения;
- перед применением техники декорирования «Узелки» рисунки обшивают ровным или стебельчатым швом. Нитка на поверхности накручивают на иглу в один-два раза, возвращают в то место, из которого сделали прокол волокна для схемы. Проделывая иглу в ткань, узел придерживают пальцами до тех пор, пока объемная пряжа не закрепится на ткани;
- для закрепления на ткани шва «Пышечка» элемент рисунка по контуру обшивают «Вперед иглой», делают настил и выводят линии горизонтальными строчками одинакового размера. Этим способом удобно вышивать небольшие детали, кайму, орнамент рисунка.
Видео: учимся вышивать белой гладью
Вышивание китайской и владимирской гладью
Китайская гладь – идеальный вариант для декорирования узора для вышивания одежды (халатов, пижамы) и панно. При этом цветовая гамма может не соответствовать настоящему цвету элементов вышивки. Для того чтобы рисунки получились реалистичными и красивыми, очень важно правильно подобрать оттенки для схемы.
Цвета во время работы одного не заходят за пределы другого оттенка, а укладываться рядками. Вышивают с настилом, используя прямую или косую гладь.
Каждый новый элемент (лепесток, побег) делят на несколько секций, а затем вышивают по-отдельности в определенной последовательности. Начинается вышивка с нитей темного цвета от края контура, постепенно подбирая светлее тон к середине.
Как гласит история вышивки, на каждый цвет подбирают по три-четыре оттенка. Например, если цветок будет красного цвета, не обойтись без основного цвета, бордового и светло-красного.
В отличие от цветной китайской, владимирская гладь создает плоское отражение мотивов природы (листьев и соцветий) или вышивки животного мира. В технике преобладает красный цвет и небольшие вкрапления синего, желтого и зеленого оттенка. Для вышивки характерны крупномасштабные узоры, которыми украшают панно, скатерти, занавески или полотенца.
Контур и узоры рисунка перед началом работы не выделяют, а сами стежки имеют разную протяженность длины. Направление линий от контура к центру – по росту лепестков, а листки вышивки цветов – от края с наклоном линий к середине соцветия.